Авторизированный сервисный центр Dr. Web ООО "Финтэк" г.Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 2а, офис 33 т. (3412) 56-94-78, 95-85-13, e-mail: info@dr-web.su

Ответы на частые вопросы:

Как узнать срок действия лицензионного ключа?

Где и как продлить(купить) лицензию Dr. Web?

Как перейти на Dr. Web с другого антивируса?

Когда продлевать лицензию?

Как зарегистрировать серийный номер?

Как установить в программе новый лицензионный ключ?

Где взять установочный комплект(дистрибутив)?

Как часто следует обновлять антивирусы?

Что такое Центр Управления(ЦУ)?

Как перенести Dr.Web Enterprise Server на другой компьютер

Как удалить Dr. Web?

Разблокировка Windows(удаление баннера -блокировщика)

Кому задать свой вопрос?

 

Видеоматериалы:

Dr.Web Enterprise Security Suite>>

Dr.Web Security Space>>

Dr.Web LiveCD>>

Лечение сети утилитой Dr.Web CureNet>>

Техподдержка Dr.Web>>

Борьба с троянцами семейства WinLock и MbrLock

(блокировщики Windows)

  Актуальность вопроса

Троянцы, блокирующие работу Windows, с сентября 2009 года — одни из самых распространенных по частоте проявления. Например, за декабрь 2010 года более 40% обнаруженных вирусов — блокировщики Windows. Общее название подобных вредоносных программ — Trojan.Winlock.XXX, где XXX — номер, присвоенный сигнатуре, которая позволяет определить несколько (зачастую несколько сотен) схожих вирусов. Также подобные программы могут относиться к типам Trojan.Inject или Trojan.Siggen, но такое случается значительно реже.

Внешне троянец может быть двух принципиальных видов. Первый: заставка на весь экран, из-за которой не видно рабочий стол, второй: небольшое окно в центре. Второй вариант не закрывает экран полностью, но баннер все равно делает невозможной полезную работу с ПК, поскольку всегда держится поверх любых других окон.

Вот классический пример внешнего вида программы Trojan.Winlock:

Цель троянца проста: добыть для вирусописателей побольше денег с жертв вирусной атаки.

Наша задача — научиться быстро и без потерь устранять любые баннеры, ничего не платя злоумышленникам. После устранения проблемы необходимо написать заявление в полицию и предоставить сотрудникам правоохранительных органов всю известную вам информацию.

Внимание! В текстах многих блокировщиков встречаются различные угрозы («у вас осталось 2 часа», «осталось 10 попыток ввода кода», «в случае переустановки Windows все данные будут уничтожены» и т. д.). В основном это не более чем блеф.

 Алгоритм действий по борьбе с Trojan.Winlock

Модификаций блокировщиков существует великое множество, но и число известных экземпляров очень велико. В связи с этим лечение зараженного ПК может занять несколько минут в легком случае и несколько часов, если модификация еще не известна. Но в любой ситуации следует придерживаться приведенного ниже алгоритма:

1. Подбор кода разблокировки.

 Коды разблокировки ко многим троянцам уже известны и занесены в специальную базу, созданную специалистами компании «Доктор Веб». Чтобы воспользоваться базой, перейдите по ссылке  https://www.drweb.com/xperf/unlocker/   и попробуйте подобрать код. Инструкция по работе с базой разблокировки: http://support.drweb.com/show_faq?qid=46452743&lng=ru

Прежде всего, попробуйте получить код разблокировки, воспользовавшись формой, позволяющей ввести текст сообщения и номер, на который его нужно отправить. Обратите внимание на следующие правила:

  • Если требуется перевести деньги на счет или телефонный номер, в поле Номер необходимо указать номер счета или телефона, в поле Текст ничего писать не нужно.

  • Если требуется перевести деньги на телефонный номер, в поле Номер необходимо указать номер телефона в формате 8хххххххххх, даже если в баннере указан номер без цифры 8.

  • Если требуется отправить сообщение на короткий номер, в поле Номер укажите номер,

  • в поле Текст — текст сообщения.

  • Если сгенерированные коды не подошли — попробуйте вычислить название вируса с помощью представленных картинок. Под каждым изображением блокировщика указано его название. Найдя нужный баннер, запомните название вируса и выберите его в списке известных блокировщиков. Укажите в выпадающем списке имя вируса, поразившего ваш ПК, и скопируйте полученный код в строку баннера.

Обратите внимание, что, кроме кода, может быть выдана другая информация:

  • Win+D to unlock — нажмите комбинацию клавиш Windows+D для разблокировки.

  • any 7 symbols — введите любые 7 символов.

  • Воспользуйтесь генератором выше или use generator above — используйте для получения кода разблокировки форму Номер-Текст в правой части окна.

  • Используйте форму или Пожалуйста, воспользуйтесь формой — используйте для получения кода разблокировки форму Номер-Текст в правой части окна.

Если подобрать ничего чего не удалось

2. Если система заблокирована частично. Этот шаг относится к случаям,  когда баннер «висит» в середине экрана, не занимая его целиком. Если доступ заблокирован полностью — переходите сразу к шагу 3. Диспетчер задач при этом блокируется аналогично полноэкранным версиям троянца, то есть завершить вредоносный процесс обычными средствами нельзя.


Пользуясь остатками свободного пространства на экране, сделайте следующее:

1) Проверьте ПК свежей версией лечащей утилиты Dr.Web CureIt! http://www.freedrweb.com/cureit/ .   Если вирус благополучно удален, дело можно считать сделанным, если ничего не найдено — переходите к шагу 4.
2) Скачайте восстанавливающую утилиту Dr.Web Trojan.Plastix fix по ссылке http://download.geo.drweb.com/pub/drweb/tools/plstfix.exe и запустите скачанный файл. В окне программы нажмите Продолжить, и когда Plastixfix закончит работу, перезагрузите ПК.
3) Попробуйте установить и запустить программу Process Explorer (скачать можно с сайта
Microsoft: http://technet.microsoft.com/ru-ru/sysinternals/bb896653). Если запуск удался —
нажмите мышью в окне программы кнопку с изображением прицела и, не отпуская ее,
наведите курсор на баннер. Когда вы отпустите кнопку, Process Explorer покажет процесс,
который отвечает за работу баннера.
 

3. Если доступа нет совсем. Обычно блокировщики полностью загромождают баннером экран, что делает невозможным запуск любых программ, в том числе и Dr.Web CureIt! В этом случае необходимо загрузиться с Dr.Web LiveCD или Dr.Web LiveUSB http://www.freedrweb.com/livecd/  и проверить ПК на вирусы. После проверки загрузите компьютер с жесткого диска и проверьте, удалось ли решить проблему. Если нет — переходите к шагу 4.

4. Ручной поиск вируса.  Если вы дошли до этого пункта, значит поразивший систему троянец — новинка, и искать его придется вручную.

Для удаления блокировщика вручную необходимо получить доступ к реестру Windows, загрузившись с внешнего носителя.
Обычно блокировщик запускается одним из двух известных способов.

  •  Через автозагрузку в ветках реестра
    HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run
    HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\RunOnce

  • Путем подмены системных файлов(одного или нескольких) запускаемых в ветке HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon
    или, например, файла taskmgr.exe.

Для работы нам понадобится Dr.Web LiveCD/USB(или другие средства работы с внешним реестром).

Для работы с Dr.Web LiveCD/USB загрузите ПК с компакт-диска или флешки, после чего скопируйте на флеш- карту следующие файлы:

C:\Windows\System32\config\software     *файл не имеет расширения*
C:\Document and Settings\Ваше_имя_пользователя\ntuser.dat

В этих файлах содержится системный реестр зараженной машины. Обработав их в программе Regedit, мы сможем очистить реестр от последствий вирусной активности и одновременно найти подозрительные файлы.

Теперь перенесите указанные файлы на функционирующий ПК под управлением Windows и сделайте следующее:

Запустите Regedit, откройте куст HKEY_LOCAL_MACHINE и выполните Файл –> Загрузить куст.
В открывшемся окне укажите путь к файлу software, задайте имя (например, текущую дату) для раздела и нажмите ОK.

В этом кусте необходимо проверить следующие ветки:
Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon:
Параметр Shell должен быть равен Explorer.exe. Если перечислены любые другие файлы — необходимо записать их названия и полный путь к ним. Затем удалить все лишнее и задать значение Explorer.exe.

Параметр userinit должен быть равен C:\Windows\system32\userinit.exe, (именно так, с запятой на конце, где C — имя системного диска). Если указаны файлы после запятой — нужно записать их названия и удалить все, что указано после первой запятой.
Встречаются ситуации, когда присутствует схожая ветвь с названием Microsoft\WindowsNT\CurrentVersion\winlogon.    Если эта ветвь есть, ее необходимо удалить.

Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run — ветвь содержит настройки объектов автозапуска.

Особенно внимательно следует отнестись к наличию здесь объектов, отвечающих следующим критериям:

  • Имена напоминают системные процессы, но программы запускаются из других папок
    (например, C:\Documents and Settings\Dima\svchost.exe).

  • Имена вроде vip-porno-1923.avi.exe.

  • Приложения, запускающиеся из временных папок.

  • Неизвестные приложения, запускающиеся из системных папок (например, С:\Windows\system32\install.exe).

  • Имена состоят из случайных комбинаций букв и цифр
    (например, C:\Documents and Settings\Dima\094238387764\094238387764.exe).

Если подозрительные объекты присутствуют — их имена и пути необходимо записать, а соответствующие им записи удалить из автозагрузки.

Microsoft\Windows\CurrentVersion\RunOnce — тоже ветвь автозагрузки, ее необходимо проанализировать аналогичным образом.

Завершив анализ, нажмите на имя загруженного раздела (в нашем случае он называется по дате) и выполните Файл –> Выгрузить куст.

Теперь необходимо проанализировать второй файл — NTUSER.DAT. Запустите Regedit, откройте куст HKEY_LOCAL_MACHINE и выполните Файл –> Загрузить куст. В открывшемся окне укажите путь к файлу NTUSER.DAT, задайте имя для раздела и нажмите ОK.

Здесь интерес представляют ветки Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run и Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\RunOnce, задающие объекты автозагрузки.

Необходимо проанализировать их на наличие подозрительных объектов, как указано выше.

Также обратите внимание на параметр Shell в ветке Software\Microsoft\Windows NT\CurrentVesion\Winlogon. Он должен иметь значение Explorer.exe. В то же время, если такой ветки нет вообще — все в порядке.
Завершив анализ, нажмите на имя загруженного раздела (в нашем случае он называется по дате) и выполните Файл –> Выгрузить куст.

Получив исправленный реестр и список подозрительный файлов, необходимо сделать следующее:

Сохраните реестр пораженного ПК на случай, если что-то было сделано неправильно.

Перенесите исправленные файлы реестра в соответствующие папки на пораженном ПК с помощью Dr.Web LiveCD/USB (копировать с заменой файлов). Файлы, информацию о которых вы записали в ходе работы — сохраните на флешке и удалите из системы. Их копии необходимо отправить в вирусную лабораторию компании «Доктор Веб» на анализ.

Попробуйте загрузить инфицированную машину с жесткого диска. Если загрузка прошла
успешно и баннера нет — проблема решена. Если троянец по-прежнему функционирует,
повторите весь пункт 4 этого раздела, но с более тщательным анализом всех уязвимых и часто используемых вирусами мест системы.

Внимание! Если после лечения с помощью Dr.Web LiveCD/USB компьютер не загружается
(начинает циклически перезагружаться, возникает BSOD), нужно сделать следующее:

Убедитесь, что в папке config находится один файл software. Проблема может возникать, потому что в Unix-системах регистр в имени файлов имеет значение (т. е. Software и software — разные имена, и эти файлы могут находиться в одной папке), и исправленный файл software может добавиться в папку без перезаписи старого. При загрузке Windows, в которой регистр букв роли не играет, происходит конфликт и ОС не загружается. Если файлов два — удалите более старый.

Если software один, а загрузка не происходит, высока вероятность, что система поражена «особенной» модификацией Winlock. Она прописывает себя в ветку HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon, в параметр Shell и перезаписывает файл userinit.exe. Оригинальный userinit.exe хранится в той же папке, но под другим именем (чаще всего 03014d3f.exe). Удалите зараженный userinit.exe и переименуйте соответствующим образом 03014d3f.exe (имя может отличаться, но найти его легко).
Эти действия необходимо провести, загрузившись с Dr.Web LiveCD/USB, после чего попробовать загрузиться с жесткого диска.

На каком бы из этапов ни кончилась битва с троянцем, необходимо обезопасить себя от
подобных неприятностей в будущем. Установите антивирусный пакет Dr.Web и регулярно
обновляйте вирусные базы.

 

 

Материалы на сайте предоставлены ООО "Доктор Веб"